Поиск

Официальное лицо

berg3  
А.А. Пахомов, министр образования Оренбургской области

Образовательные ресурсы

Наши сайты

telefon_doveriya.jpg

Портал госуслуг


К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского

12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения русского драматурга и театрального деятеля Александра Николаевича Островского.

Александра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».

Вехи жизни

Александр Николаевич Островский – культовый драматург, новатор и создатель традиционного русского театра. Появился на свет в Москве 12 апреля 1823 года, умер 14 июня 1886 года в Щелыкове. Получил хорошее домашнее образование, имел возможность много читать благодаря богатой библиотеке отца. Рано почувствовал свой литературный талант, но по настоянию отца учился на юридическом факультете. Обучение не завершил, провалив экзамен по римскому праву. По настоянию отца же семь лет работал в московских судах и параллельно занимался литературным творчеством.


В 1849 была написана комедия "Свои люди - сочтемся!", принесшая признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем 1, а Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый "театр Островского", включающий 47 пьес различных жанров.


В 1850 становится сотрудником журнала "Москвитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны: "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850).

В 1851 Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии "Бедная невеста" (1851), "Не сошлись характерами" (1857). В 1853, отказываясь от "жесткого" взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: "Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас". Последовали комедии: "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). Н.Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции.

С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. Участие в экспедиции повлияло на дальнейшее творчество писателя.


Члены редколлегии журнала «Современник» (Островский справа 1856г.)

В 1855 - 60, в предреформенный период, сближается с революционными демократами, приходит к некому "синтезу", вернувшись к обличению "властителей" и противопоставляя им своих "маленьких людей". Появляются пьесы: "В чужом пиру похмелье" (1855), "Доходное место" (1856), "Воспитанница" (1858), "Гроза" (1859). Добролюбов восторженно оценил драму "Гроза", посвятив ей статью "Луч света в темном царстве" (1860).

В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники "Тушино" (1867), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", психологическая драма "Василиса Мелентьева"(1868).

В 1870-е рисует жизнь пореформенного дворянства: "На всякого мудреца довольно простоты", "Бешеные деньги" (1870), "Лес" (1871), "Волки и овцы"(1875). Особое место занимает пьеса "Снегурочка" (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского.

В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870 - 80: "Последняя жертва", "Бесприданница", "Сердце не камень", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и др.

Уникальность творчества

Выход собрания сочинений Островского в двух томах в 1859 году вызвал блестящие оценки современников. Еще спустя год напечатана «Гроза», ставшая шедевром русской классики. В 1866 году Островский основал Артистический кружок, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу. Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр. В 1874 году было образовано «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов», бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров Российской империи, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.

С 1885 года драматург заведует репертуаром театров Москвы и руководит театральным училищем. Его трудами были созданы современные русские театральные традиции. Он основал театральную школу и собственную концепцию постановок. Последователями идей Островского стали Михаил Булгаков и Константин Станиславский.

Памятник Островскому у Малого Театра в Москве

Семейная жизнь

Глубокие чувства драматурга к Любови Косицкой остались платоническими в силу наличия у обоих семей. Фактической женой писателя почти два десятилетия была Агафья Иванова. Необразованная простолюдинка с глубоким умом и пониманием творчества автора была верной спутницей Островского во всех невзгодах. Все дети, рожденные в этом браке, умерли в младенчестве. После смерти Агафьи Ивановой Островский вступил в свой единственный законный и достаточно благополучный брак, обвенчавшись с актрисой Марией Бахметьевой. Она стала матерью четырех его сыновей и двух дочерей.

Интересные факты из жизни

1. Александр Островский знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.

2. В 1850 году Островского обвинил в плагиате соавтор первой пьесы «Свои люди — сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков — он заявил, что драматург украл у него идею. Островский писал другу Федору Бурдину в 1853 году: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады… как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны». Он написал Гореву-Тарасенкову письмо и просил его сознаться в обмане. Однако актер отказался. Тогда писатель решил сочинить новую пьесу, так появилась комедия «Бедность — не порок».

3. Образ Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Павловны Косицкой. В рукописи напротив монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал от Л.П. про такой же сон».

4. Александру Островскому часто присылали произведения начинающие авторы. Несмотря на занятость, драматург каждому писал письмо-рецензию — иногда на 10–15 страниц.

5. По пьесе Островского «Воевода» Петр Чайковский создал свою первую оперу. Драматург сам написал для нее либретто. Премьера прошла 30 января 1869 года в Большом театре.

Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове, Костромской области. Дом построен в XVIII веке и с тех пор не перестраивался.

14 июня 1886 года Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Память о нем будет жить вечно.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?